Фундамент современной социальной практики


Логвиненко В.П.
директор Управления социального проектирования, руководитель Кафедры теории и практики социального проектирования
Института социальных инициатив

Материалы совещания в Институте Европы РАН:
"Социальная ответственность в современом обществе"



Проблематика социальной ответственности в современном обществе, вынесенная на обсуждение Круглого стола Советом социальных исследований является одной из важнейших на современном этапе развития.

При кажущейся очевидности смысла тематики, предложенной к обсуждению, в словарях, в частности, предоставляемых пользователю Internet, отсутствует словосочетание "социальная ответственность". Анализ понятия "социальная ответственность" по составляющим: ("социальный" и "ответственность") показал, что понятие ответственность не приводится обособленно, а используется в известных словосочетаниях в области права: гражданская ответственность, уголовная ответственность и др. Причем, с позиций права понятие социальная ответственность тесно связано с понятием "социальное отклонение".

Интересным и важным, на мой взгляд, является приведенное ниже утверждение авторского коллектива (В.С. Нерсесянц, В.Н. Кудрявцев, В.С., Ю.В. Кудрявцев): "Нежелательные явления в общественной практике именуются по разному: их называют отрицательными, негативными, антиобщественными, девиантностью, социальными аномалиями, социальной патологией и т.п. Не все из этих понятий равнозначны.....

Наряду с нарушениями социальных (правовых, нравственных, политических, эстетических и иных) норм в обществе существуют и другие явления и процессы, оцениваемые негативно. Таковы, например, кризисы и диспропорции в экономике, нежелательные демографические процессы (рост числа разводов, падение рождаемости пр.)....

Все эти и иные подобные им процессы было бы неверно назвать социальными отклонениями прежде всего из-за отсутствия соответствующих норм." 1

Данное утверждение имеет непосредственное отношение к современному состоянию общественного развития в России, которое с позиций системного анализа соответствует этапу (зоне) системного кризиса и проявляется совокупностью признаков.

Разрушенная (советская) система ценностей не получила эквивалентной замены.

Но, если в обществе не провозглашены духовные приоритеты, это объективно приводит к деформации системы ценностей, что в последствии влечет за собой снижение социальных ориентиров на более низкий качественный уровень.

Поэтому сегодня для человека главным законом (часто подсознательно) становится Нравственный Закон.

Мировоззренческая необеспеченность экономических реформ в России на фоне смены парадигм глобального развития поставили перед человеком такие вопросы, которые, на наш взгляд, могут быть решены только объединенными усилиями.

Нравственное сознание человека формируется в трех концептуальных формах: религиозной, научной и социальной. Причем, для социальной практики на современном этапе особое значение приобретает то, как сознание конкретного человека соотносится с целями государства (проявляясь, в частности, в патриотизме), с одной стороны, и как государство способствует формированию сознания человека и его социализации, обеспечивая ему возможность развития и реализации общечеловеческих и конституционных прав, с другой.

Философский энциклопедический словарь, 1983 г. определяет ответственность как понятие, отражающее объективный исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований".

На данном этапе обсуждение проблемы проходит в русле понимания социальной ответственности как готовности сторон сформировать правила и выполнять эти правила.

Работая в области социального проектирования, Институт социальных инициатив (генеральный директор А.С. Шурандин) отмечает приоритетное значение социального партнерства как формы взаимодействия всех субъектов социального управления.

Используя для продвижения социальной проблематики различные технологии и формы работы (организация общественных и попечительских советов, круглых столов, депутатских слушаний, проведение социологических исследований, PR - акций и т.д.) и анализируя результаты проведенных мероприятий, Институтом выявлена и осознана необходимость разработки новых социальных технологий и научно-практических основ социального управления. С целью развития научно-практических основ социального проектирования и управления, включая разработку социальных технологий, терминологии, социальных нормативов, индикаторов, в августе 2001 г. был принят проект "Консультативный процесс в интересах социального развития".

Уже на начальном этапе были спроектированы коллегиальные органы научно-практической направленности, которые развиваются и совершенствуют свои методы при решении стратегических и тактических задач:
  • Консультативная коллегия при Институте социальных инициатив;
  • Кафедра теории и практики социального проектирования;
  • Общественная редакционная коллегия по направлению "Развитие человеческого потенциала. Междисциплинарный подход и законодательная практика" и другие структурные элементы.

Новые формы работы позволяют Институту более эффективно взаимодействовать с Комиссией по экономической политике и Комиссией по социальной политике Московской городской Думы, депутатами Московской городской Думы, Комитетами Правительства Москвы, некоммерческими организациями, научными и образовательными институтами, что важно для продвижения целей проекта и решения конкретных проблем социальной сферы города Москвы.

Консультативные мероприятия по проблемам: развития некоммерческих организаций спортивной отрасли, развития киносети и кинопроката города Москвы, взаимодействия органов власти с некоммерческими негосударственными организациями и их участия в городской социальной политике - выявил целый ряд проблем концептуального характера, которые предстоит решить в ближайшее время. В первую очередь, это совершенствование самой концепции социального развития, формирование подходов к решению межотраслевой проблематики.

Важной особенностью современного этапа развития является то, что на повестке дня стоят задачи, опережающие их научное осмысление (устойчивое развитие, ноосферная, социальная и экологическая проблематика). Необходимость решения этих задач и других проблем (демографический кризис, образовательная реформа, демократизация общества и др.) настоятельно требуют стимулирования развития научных основ социального управления, включая разработку социальных нормативов, индикаторов, технологий.

В обществе нарастают процессы самоорганизации граждан, проходящие в соответствии с системными и не всегда достаточно осознаваемые государственным аппаратом и учитываемые им в своей деятельности.

Отсюда те наблюдаемые в обществе негативные процессы, имеющие ярко выраженные тенденции к нарастанию.

Если не предпринять усилий в установлении предлагаемой методологии, с ориентацией на массовое сознание и реальную практику, то негативные социальные последствия проводимых реформ будут нарастать, проявляясь в социальных катаклизмах с непредсказуемыми результатами.

Проявлением социальной ответственности я бы назвала и особо внимательное отношение к достижениям отечественной науки, особенно методологии. Использование системной методологии и новых социальных технологий позволит, на наш взгляд, восполнить тот пробел в постановке и решении социальной проблематики, который отмечается участниками консультативного процесса на всех уровнях.

Известно, что концептуально-понятийная разноголосица, а часто отсутствие содержательного наполнения применяемой терминологии снижает результативность коллегиальных усилий (круглые столы, дискуссии, обсуждеения), процесса принятия и воплощения решений на всех уровнях.

Социальное управление в условиях понятийной несовместимости не возможны в принципе, но, как мне представляется, такая несовместимость может быть устранена при решении конкретных задач социального развития.

Ниже приводится ряд терминов, используемых в социальной практике и упомянутых в моем изложении проблематики. Определения, отмеченные звездочкой (*), являются авторской попыткой создать систему определений, отвечающих задачам социальной теории и практики на современном этапе.

Методология (метод и - логия), учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания

Образование* - процесс формирования у человека приемлемого для него адекватного образа мира и способности формирования целей и способов их достижения

Гражданское общество* - межнациональное сообщество граждан, объединенных рамками правового поля государства

Социальное партнерство* - паритетное взаимодействие всех секторов экономики и сегментов общества для достижения целей социального и экономического развития и обеспечения модели устойчивого развития

Социальное проектирование* - подход, построенный на системных технологиях, позволяющий обеспечить достижение поставленных (сформулированных) целей социального развития

Социальная технология* - системная совокупность методик, приемов, методов выявления закономерностей, формирования целей и задач социального развития и подходов к управлению социальными процессами (от латинского socialis - общественный; от греческого techne - искусство, мастерство, умение и .....логия)

Устойчивое развитие* - это бескризисное развитие (т.е. предполагающее восхождение в зоне кризиса в процессе развития и выход на следующий, более высокий иерархический уровень бескризисного развития)

Методологической основой конструирования новых определений является системная методология третьего поколения. Социализация процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Однако, несмотря на широкое употребление, термин не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием личности.

Именно это обстоятельство оправдывает попытку конкретизировать данное понятие и ввести определение, которое в нашем понимании должно означать:

Социализация* - процесс усвоения человеком определенной системы предоставляемых ему знаний, социальных норм и ценностей и инициация побуждения следования им.

Создание и коллективная выработка терминологии будет способствовать пониманию всеми составляющими силами общества (государственными структурами, неправительственными организациями, представителями бизнеса, работниками и простыми гражданами) сути социальной ответственности, определения своей роли и своей ответственности в современных процессах, в которых и будет реализовываться социальная ответственность как фундамент устойчивого развития на современном этапе.


Примечание:

1Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Юрид.лит., 1984 - 320 с.





e-mail: nu21@narod.ru